?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Марионетки

Мы постоянно говорим о проблемах образования, о том, что студенты, закончившие ВУЗ, не хотят, да и не могут работать по специальности, о том, что государство тратит в пустую миллиарды на подготовку специалистов, которые никогда не будут работать по профилю полученного образования. Попробуйте как-нибудь спросить среднестатистического студента старших курсов или выпускника нравится ли ему специальность, которую он выбрал, и в 7 из 10 случаев вы получите отрицательный ответ. И государство продолжает оплачивать образование студентам, которые вместо того, чтобы стать специалистами, будут клеркам, фотографам, музыкантам, моделями и т.д.
Но почему эта проблема возникла в нашей стране? Почему она чуть ли ни в первую очередь коснулась студентов технических специальностей, без которых нельзя будет построить современную экономику? И, наконец, можно ли что-нибудь в этом плане изменить и как это сделать?

В этой проблеме прослеживаются и отголоски общемировых тенденций, когда молодёжь развитых стран не желает заниматься производительным трудом, в котором элемент творчества сведён к минимуму. И чисто российские тенденции, связанные с несовершенством нашей системы образования.

Давайте попробуем разобраться с этим положением вещей с точки зрения молодого человека, который сам совсем недавно прошёл путь от школьника до студента и молодого специалиста. Попробуем разобраться с этим как бы «изнутри», а не «снаружи», как это делают наши чиновники.

На первый взгляд, проблема в старшеклассниках. Как, по-вашему, реально ли молодой личности в 15-16 лет решить, чем он хочет заниматься всю свою жизнь? Когда на молодого человека давит весь груз его незаконченной социализации: посмотрел сериал про врачей – поступил в мед, наслушался технаря отца – пошел в технический ВУЗ, попал в компанию молодых псевдо-интеллектуалов – поступил на философский. Общественный социум (во всех его наихудших проявлениях) дергает его за ниточки и он ничего не может с этим поделать. И этого нашего абстрактного абитуриента можно понять, он знает обо всех этих специальностях понаслышке, а тут еще юношеский максимализм, который полностью пропадет только к третьему курсу, когда приходит мысль, а точнее еще не совсем оформившееся понимание «мне что-то не нравится». Но мысль на то она и мысль, что способна развивается в нечто большее, она способна стать целым жизненным кредо или идеологией. И уже через несколько лет превращается в устную фразу: «мне не нравится моя специальность», или «я ошибся с выбором карьеры», или «мне не нравится моя жизнь» (что, впрочем, самое страшное). А после этого, уже совсем скоро появляется необходимость кого-то в этом обвинить, и совершенно не важно, кто это будет: правительство, аппозиция, национальные меньшинства, националисты, антифашисты…


Проблема, в общем-то, ясна, и мы все прекрасно о ней знаем. Проблема всей страны, в которой после исчезновения слепой веры в советскую идеологию, когда из-за желания помочь стране идея о том что «в моей жизни что-то не так» отходила на второй план, и становилась уже не особенно важной. Теперь проблема поколения выпускников девяностых и нулевых годов стоит ясно как никогда. Ведь, по сути, это поколение, – самая работоспособная часть населения всей страны. И тот факт, что им не нравятся то, что они делают или не умеют делать, касается всех нас.

Если копнуть чуть глубже, то проблема в самой системе высшего образования, где повсеместно отсутствует важнейших фактор обучения молодых специалистов, называемый «творчеством» или «научным творчеством» (при том в данном контексте я имею ввиду творчество во всех специальностях). Благодаря этому самому творчеству, студент сам может развиваться в интересном ему направлении под присмотром преподавателя. Основой образования становятся не однотипные курсовые и рефераты, а создание чего-то нового и индивидуального каждым студентом. В большинстве развитых стран именно с помощью творчества каждый выпускник уже прекрасно понимает проблемы, которые ему предстоит решать или как ученому, или как работнику предприятия. У творчества есть одна невероятно сложная и важная задача – научить студента проявлять творческие и индивидуальные способности к решению поставленных перед ним задач и одновременно с этим показать ему дельнейшие перспективы личностного развития в рамках выбранной профессии.

Но у нас этого нет. И не студенты в этом виноваты. Мы снова оказываемся марионетками несовершенной системы, в которой преподавателям просто не интересно давать нам возможность самореализовываться, в которой намного проще каждый семестр давать одни и те же задания (это очень просто истолковать опытом многих поколений, которые так учились), в которой проще не «вкладываться» в студента. Своей больной совести всегда можно объяснить – всё равно им это не надо, они же не будут работать по специальности.

Наша система не даёт мотивации преподавателям что-либо менять в своём отношении к студенту («зачем мне напрягаться, ведь и так хорошо»). Зарплата так и останется мизерной, и в любом случае придется подрабатывать на стороне (как правило, в областях не связанных с тем предметом, который преподаётся). Постепенно работа на стороне становится основной, и тогда работа в ВУЗе будет чем-то второстепенным, как дополнительный доход. Или еще хуже, когда для того что бы вести приличную жизнь и кормить семью придется вести платные дополнительные занятия и брать взятки, а зачем там тогда кого-то учить?
В результате: одни делают вид, что учатся, другие, что – учат.

Как решить эту проблему? Это самый главный вопрос. Начать, на мой взгляд, стоит со школьной системы в духе американской High school, где школьники получают возможность более плотно учится по направлениям, которые им интересны, и узнавать специфику их будущей профессии до поступления в ВУЗ. Очень важно, чтобы и наши абитуриенты еще до выбора специальности полноценно понимали, каким будет их будущее. Сделав осознанный выбор, у абитуриента будет намного больше шансов на то, что этот выбор будет правильным. Так пытаются решить проблему в наиболее продвинутых физмат школах нашей страны (ярким примером является Питерский физмат Алферова), и большинство их выпускников, заканчивая ВУЗы, с удовольствием работают по своей специальности.

Для решения проблемы на уровне университетов, в ВУЗы должны прийти новые талантливые специалисты, а не те выпускники, которые решили «косить» от армии аспирантурой. Они должны передавать студентам свой опыт. Но для этого необходимо создать материальные условия. У государства нет и не может быть того количества денег, которое необходимо на приличные зарплаты всему профессорско-преподавательскому составу, которого как мы знаем слишком много, так же как и студентов в нашей стране. У нас слишком много высшего образования, мы еще далеко не Япония, чтобы каждый гражданин государства был обязан получить высшее образование. И пока в нашей стране 1500 ВУЗов и 5 миллионов студентов, говорить о решение наших проблем в ближайшей перспективе не приходится…
Автор проекта Сергей Гоначаров : когда мы с братом начинали делать проект «Марионетки», то это была всего на всего абстрактная мысль о том, что в России выпускники не работают по специальности. Но в процессе работы над проектом мы познакомились с реальными питерскими барменами, моделями, стриптизершами. И теперь проблема, которую мы здесь поднимаем, перестала быть абстрактной, у нее появились реальные живые лица, которые мы хотим показать.
Источник информации - сайт Всероссийского студенческого союза studmozg.ru/

Comments